ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

На правах рекламы:

Севастопольские компрессоры поршневые воздушные купить вы можете на этом сайте.

Главная / Публикации / Юлия Степанец. «Художник и гравер Герман Штрук»

Юлия Степанец. «Художник и гравер Герман Штрук»

Бюллетень Музея Марка Шагала. № 2 (12). 2004. С. 3—4.

В октябре 2004 г. Музею Марка Шагала была передана в дар черно-белая литография еврейского художника Германа Штрука (наст. имя Хаим-Арон бен Давид, 1876—1944), который жил и творил в Германии. Литография размером 88 х 207 мм (размер листа 170 х 272 мм) называется «Синагога в Польше». Она была помещена в книгу Арнольда Цвейга «Восточно-еврейское лицо» (Берлин, 1920). Очевидно, литография была создана по рисунку, выполненному автором во время пребывания его в Польше и Беларуси в годы Первой мировой войны. Рисунок весьма лаконичен и передает лишь архитектуру здания и небольшой фрагмент пейзажа позади него.

Имя Германа Штрука тесно связано с именем Марка Шагала. Это был художник, благодаря которому в творчестве Шагала начался новый этап.

Известно, что до 1922 г. Марк Шагал техникой гравирования не занимался. Но в 1922 г. он окончательно покинул Россию и уехал в Каунас, где в Клубе писателей была организована выставка 65 его картин. Пробыв там совсем недолго, Шагал уехал в Берлин, где оставались его картины с персональной выставки 1914 г. в галерее журнала «Der Sturm».

Марк Шагал пробыл в Берлине с мая 1922 по август 1923 гг. Именно в это время он познакомился со знаменитым издателем Полем Кассирером. Этот период можно назвать переломным в творчестве художника. Шагал давно мечтал освоить различные графические техники, чтобы дать возможность как можно большему числу людей увидеть свои работы. Впоследствии он писал: «Мне кажется, что мне чего-то не хватало, если бы я, оставив в стороне цвет, не занялся в определенный момент жизни гравюрой и литографией. С самой юности, когда я только начал пользоваться карандашом, я искал чего-то, что могло бы разливаться, подобно большому потоку, устремленному к далеким и влекущим берегам. Когда я брал литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я смогу поместить на них все свои печали и радости...»

Кассирер оказал Шагалу содействие в знакомстве с мастером графики, художником Германом Штруком. Тот виртуозно владел графическими техниками, и поэтому у него стремились учиться многие как европейские художники, так и художники из России.

Благодаря Герману Штруку Шагал быстро овладел техникой офорта и всего через неделю с быстрым и ошеломляющим результатом стал создавать работы. В июле 1999 г. Музею Марка Шагала в Витебске доктором Генрихом Манделем из Германии был подарен черно-белый офорт «Бабушка» из автобиографической серии «Моя жизнь», которая была создана Шагалом как раз в это период. Данный офорт является 59 экземпляром из первых 100 оттисков, о чем свидетельствует подпись карандашом в левом нижнем углу офорта. На работе изображена бабушка художника — Башева Шагал. Как писал художник в автобиографической книге «Моя жизнь», «невысокая, щуплая, она вся состояла из платка, юбки до полу да морщинистого личика» (Шагал М. Моя жизнь. СПб., 2000. С. 59). Именно такой бабушка Башева и изображена на офорте. Этот лист находился в частной коллекции Генри Фридлендера из Иерусалима, которому Марк Шагал подарил этот офорт в 1939 г. Затем офорт попал к доктору Генриху Манделю.

Герман Штрук родился в 1876 г., учился в Берлинской Академии искусств и там же впоследствии преподавал. В начале Первой мировой войны, перед тем, как стать солдатом, Штрук в качестве члена «Еврейского комитета помощи для Литвы и Польши» объездил территории Польши, Литвы, Латвии и Беларуси, занятые немецкими войсками. При этом у него всегда был с собой блокнот, и он делал зарисовки всех тех мест, что встречались на его пути. На основе этих зарисовок была создана целая серия литографий, изданная в 1915 г. в Берлине. После Первой мировой войны Штрук посетил Палестину, и эта поездка оказала заметное влияние на его творчество. Из Палестины художник привез множество зарисовок, эскизов. Результатом стал цикл из 100 графических листов.

В 1909 г. берлинский издатель Поль Кассирер издал руководство по гравированию Германа Штрука «Искусство гравирования», которое готовилось особенно тщательно. В 1923 г. вышло уже пятое издание этого учебника тиражом 14 тысяч экземпляров. В этом издании была черная с золотым тиснением обложка, 332 страницы и 160 иллюстраций. Рисунок на титульном листе был исполнен Карлом Валзером. На странице 109 был помещен портрет Марка Шагала — офорт Штрука, подписанный самим автором и лицом, изображенным на портрете — Марком Шагалом. В числе репродукций, помещенных в книге, были и три офорта Шагала из серии «Моя жизнь» — «Раввин», «Тора», «Столовая». В книге были также помещены оригинальный офорт Макса Либермана с изображением еврейской улочки в Амстердаме, пейзаж Эдварда Мунка, портрет еврея из Яффы Германа Штрука и несколько гравюр других авторов.

Одной из первых книг Штрука стало также издание «Графические работы Германа Штрука», которое было выпущено в 1911 г. Полем Кассирером совместно с Арнольдом Фортлагом и Карлом Шварцем.

Герман Штрук был гравером, обучившим в Берлине технике гравирования не только Марка Шагала, но и многих других художников, например, представителя реалистической школы Макса Либермана, который был дружен со всем многочисленным семейством Кассиреров и известен как автор портретов членов семьи (Бруно, Ричарда и Поля Кассиреров).

Среди учеников Штрука был и Леонид Пастернак. В своей граверной мастерской Штрук не только учил технике гравирования, но и сам создавал литографии и офорты, иногда делал портреты. Известно письмо Л. Пастернака искусствоведу Павлу Эттингеру, датированное 2—9 января 1923 г. В письме, отправленном из Берлина, Пастернак писал: «Считайте офорт этот у Вас в папке... Целая история. Штрук все хотел старый «грех» свой поправить и новый офорт с меня сделать. (Теперь здесь в большом ходу не травление — а сухой иглой!) Перед отъездом своим в Палестину он с меня исполнил сухой иглой портрет — и в виде реванша я должен был с него... Почти накануне его сборов к отъезду, когда уже откладывать нельзя было, я назначил сеанс. Никогда не пробовал. Дощечка блестит (прямо с натуры), неудобно, с непривычки штрихов не видишь, а увидишь, блестят, когда им быть черными. Ну, думаю, — оскандалюсь — а критику-то «наводишь на других!»... Потел с час и... пожалуй, что-то вышло...».

Если все места в мастерской Штрука были заняты, он рекомендовал художникам другие гравюрные мастерские, например Капштейна, которую по его совету посещал художник В.А. Ватагин.

В 1920 г. в Берлине в издательстве «Welt-Verlag» вышла книга Арнольда Цвейга «Восточно-еврейское лицо» с 50 литографиями Германа Штрука. Литографии для книги создавались в течение 1918 г. Текст Цвейг посвятил своим родителям. Предисловие было написано совместно двумя авторами — Цвейгом и Штруком. В нем авторы рассказали историю возникновения идеи этого проекта, предупреждая, что легкого чтения и легких впечатлений от этой книги читатель не получит. Они хотели рассказать о трагической судьбе еврейского народа и одновременно проиллюстрировать этот рассказ рисунками, изображающими простые лица — лица евреев Восточной Европы. Эти лица — молодые и старые, мужские и женские — всегда грустны и печальны. В их взгляде читается трагизм, который передается зрителю. Как и любой художник, Герман Штрук был наблюдательным рисовальщиком и передавал образы людей, не приукрашивая их. Он старался, чтобы в изображаемом лице отражалась индивидуальность, а не только его состояние (горе или радость). Внимание художника фиксировалось на трудной, голодной жизни этих людей, когда не хватало самого необходимого. Выразительное и изобразительное находятся в портретах Штрука в равновесии, и никогда рассудительность не преобладает над чувством. И сейчас в Восточной Европе можно встретить такие лица, только взгляд их изменился. Один экземпляр книги «Восточно-еврейское лицо» был подарен Музею Марка Шагала доктором Генрихом Манделем в сентябре 1998 г.

В 1921 г. в Берлине в издательстве «Euphorion Verlag» вышла небольшая книга Германа Штрука «Гравюра в красивой книге» Она была издана в твердом переплете, тиражом 800 экземпляров и имела всего 23 страницы, 30 экземпляров этой книги были пронумерованы и подписаны автором. Один экземпляр этой книги также был подарен Музею Шагала доктором Манделем в сентябре 1998 г. Штрук начал эту книгу с обращения к читателю, где выразил надежду на то, что тот не пожалеет о получасе времени, затраченном на ее прочтение. Автор писал, что если мы хотим, чтобы гравюра действительно украсила книгу, надо вернуться к средневековой гравюре, во времена хотя и темные, но иногда и прекрасные, когда люди еще чувствовали стиль. «В те счастливые времена еще не было импрессионизма, неоимпрессионизма, экспрессионизма, футуризма, символизма, кубизма и т.д.», — писал Штрук.

Герман Штрук скончался в 1944 г., в год, когда умерла жена Марка Шагала, его муза и вдохновительница — Белла.

Юлия Степанец

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.