ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

На правах рекламы:

Здесь — Все виды печати. Быстрая печать визиток, от дизайна до доставки. Звоните (printb.ru)

Главная / Публикации / Юлия Степанец. «Братья Кассиреры и Марк Шагал на страницах журнала "Kunst und Kunstler"» (из фондов Музея Марка Шагала)

Юлия Степанец. «Братья Кассиреры и Марк Шагал на страницах журнала "Kunst und Kunstler"» (из фондов Музея Марка Шагала)

Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 13. Витебск, 2005. С. 21—25.

Одно из редких изданий, имеющееся в фондах Музея Марка Шагала в Витебске — первое издание автобиографической книги Марка Шагала «Моя жизнь», которое увидело свет в 1931 г. в Париже в издательстве «Stock». Этот экземпляр номер 1545 был подарен музею доктором Генрихом Манделем из Германии. Книга включает в себя 32 иллюстрации автора. Предисловие к ней написал Андре Сальмон. Задумывалась книга давно, начала писаться еще в Москве в 1922 г., в последний год пребывания Шагала в России.

Летом 1922 г. художник уехал в Каунас, затем — в Берлин. Пауль Кассирер предложил Шагалу издать «Мою жизнь». Между издателем и художником был заключен договор. В одном из проспектов издательства «Кассирер» было написано: «У нас появилась графика большого русского художника и лидера молодого поколения. Должно начаться издание его работ»1.

Под руководством известного гравера Хермана Штрука Марк Шагал гравирует более 20 медных досок. Однако когда текст книги стали переводить на немецкий язык, возникли трудности с передачей ее поэтического языка. И, по предложению директора галереи «Кассирер» Вальтера Файльхенфельдта, было издано только портфолио «Моей жизни» с 20 офортами. В июне 1999 г. доктором Генрихом Манделем Музею Марка Шагала был подарен один из офортов этой серии — «Бабушка», 59-й экземпляр из первых 110 оттисков, подписанных автором. Целиком книга «Моя жизнь» в переводе на французский язык, который сделала жена художника Белла Шагал, была издана лишь в 1931 году. Марку Шагалу в это время было уже 44 года.

В 2001 г. доктором Г. Манделем были подарены Музею Марка Шагала 45 журналов «Kunst und Kunstler», которые датируются 1913—1931 гг. Все номера имеют штамп библиотеки доктора Манделя: «Dr. med. H. Mandel. Marc Chagall Bibliothek». Журнал «Kunst und Kunstler» («Искусство и художник») выходил в Берлине в издательстве «Бруно Кассирер» с октября 1902 по июнь 1933 гг. и имел подзаголовок «Ежемесячник по изобразительному и прикладному искусству».

Издательство и галерея «Кассирер» были одними из самых известных в Германии в начале ХХ века, а братья Кассиреры — известными деятелями немецкой художественной культуры. В этой немецко-еврейской семье были выдающиеся личности: меценат и торговец произведениями искусства Пауль Кассирер, издатель Бруно Кассирер, философ Эрнст Кассирер, медик Рихард Кассирер, музыкант Фриц Кассирер и фабрикант, сенатор Шарлоттенбурга Макс Кассирер.

Пауль Кассирер родился 21 февраля 1871 г. в Герлице в Нижней Силезии в семье Луи и Эмилии Кассиреров (девичья фамилия матери — Шиффер). Отец был соучредителем фирмы «Dr. Cassirer & Со». Пауль был третьим из четырех сыновей.

Историю искусств он изучал в Мюнхене. К этому времени относятся его многочисленные литературные опыты. Некоторые рукописи сохранились до настоящего времени и хранятся в архивах и семье. Первая работа Пауля была напечатана в 1894 г. издательством «Pierson» в Дрездене.

В 1896 г. недолгое время Пауль Кассирер работал редактором в журнале Альберта Лангена «Simplicissimus». Это был авангардный журнал, на страницах которого часто разворачивалась страстная полемика. В 1910-х годах в Мюнхене Пауль участвовал в литературных вечерах, на которых выступали Генрих и Томас Манны, Франц Венедикт, Франц Верфель, Карл Штернхайм и Герберт Эуленберг.

Родственник Пауля Бруно Кассирер (их дедушки были братьями) родился 12 декабря 1872 г. во Вроцлаве. Его отец Юлий Кассирер был коммерческим советником. В семье было еще два брата и сестра. С 1893 г. Бруно Кассирер жил в Берлине. В течение нескольких последующих лет он неоднократно бывал в Мюнхене и Париже, посещал музеи, художественные салоны и мастерские художников.

Бруно и Пауль были очень разными по характеру, в соответствии с которым каждый выдвигал свою собственную эстетическую программу. У Пауля была жилка предпринимателя, он был быстрый и решительный, ему больше нравилось торговать произведениями искусства. Бруно Кассирер, обладая замкнутым и меланхолическим характером, был его полной противоположностью. И это повлияло в дальнейшем на выбор рода их деятельности.

Еще с начала 1880-х годов в Берлине стала активно развиваться сеть художественных салонов и магазинов, торгующих предметами искусства. Кроме того, в 1890—1902 гг. в Германии издавался 71 журнал по искусству. На все это был большой спрос, и, поддавшись всеобщему увлечению, в 1898 г. Пауль и Бруно Кассиреры открыли в Берлине собственное издательство и художественный салон — картинную галерею-магазин на Виктория штрассе, 35, который вскоре стал одним из лучших в городе. Первая выставка состоялась в ноябре 1898 г. Но в 1901 г. Бруно и Пауль разделились, и в дальнейшем художественным салоном занимался только Пауль. Последняя выставка в салоне Пауля Кассирера состоялась в 1933 г.

В письме П.Д. Эттингеру от 10 ноября 1900 г. из Шмаргендорфа близ Берлина Р.М. Рильке писал: «Не знаете ли вы случайно, где в Берлине можно посмотреть журнал «Мир искусства»? Для меня слишком дорого быть его подписчиком, между тем я бы с удовольствием время от времени в него заглядывал. В салоне Кассирера я обнаружил лишь отдельные разрозненные выпуски». В ответ Эттингер написал Рильке длинное письмо из Москвы, где упомянул и об интересующем его журнале: «Где в Берлине можно познакомиться с «Миром иск[усства]», я не знаю, но полагаю, что Вам было бы нетрудно убедить кого-нибудь, например, Кассирера, подписаться на это издание, ведь 25 марок не такая уж большая сумма для художественного салона»1.

Когда Бруно и Пауль решили разделиться, они заключили договоренность, что Пауль примет галерею и будет реализовывать оригинальную графику, а Бруно займется издательством и в течение 7 лет не будет торговать произведениями искусства. Бруно основал свое собственное издательство, которое так и называлось — «Бруно Кассирер». С 1902 г. он начал издавать журнал «Kunst und Kunstler».

Издательство располагалось на Дерфлингет штрассе, 15/16. С 1904—1905 гг. в зимнем саду и редакторских помещениях издательства, в помещении бельэтажа дома стали проходить выставки, о которых Бруно Кассирер заботился лично. Программа издательства ориентировалась в основном на образованных состоятельных людей. Большинство издаваемых книг предназначалось для истинных ценителей и коллекционеров.

Издание журнала «Kunst und Kunstler» задумывалось как продолжение выходившегося в Берлине с 1895 г. журнала «Pan», сотрудники которого почти полностью перешли работать к Кассиреру. К первым журналам «Pan» прилагались листы с оригинальной графикой, выполненной на японской бумаге высшего качества (japon imperial). Гравюры нумеровались и подписывались авторами. Заботясь о качестве, директору журнала приходилось решать множество вопросов не только по содержанию журнала, но и по качеству бумаги и печати.

Название журнала «Kunst und Kunstler» придумал художник и писатель Максимилиан Харден. Самую первую обложку для него, украшенную тиснением золотом, придумал и нарисовал Константин Сомов. Автором второй обложки стал Томас Теодор Гейне. С его обложкой журнал выходил с 1902 г. Третий рисунок и шрифт для обложки журнала придумал Макс Слевогт в 1910 г. Именно эту обложку имеют журналы, подаренные Музею Марка Шагала доктором Манделем.

Первые 29 лет журнал «Kunst und Kunstler» выходил в 12 брошюрах с сентября месяца одного года по октябрь следующего. В тридцатый год издания журнал выходил c октября 1930 по сентябрь 1931 гг. В тридцать первый год издания «Kunst und Kunstler» выходил с января по декабрь 1932 г. И в 1933 г. вышло только шесть номеров, включая июнь месяц, затем журнал прекратил свое существование.

Первые тридцать лет журнал имел формат 32,4 × 25,5 см. В 1932 г. формат изменился и стал меньше — 23,8 × 15,5 см.

Журнал брошюровался. Один номер стоил 3,5 марки (с 1929 г. — 3 марки), за подписку на квартал нужно было заплатить 7,5 марок. Номера журнала дополнялись черно-белыми репродукциями. Обложка была цветная с изображением вьющейся виноградной лозы (как и в обложке, выполненной К. Сомовым, но менее стилизованной) и сидящих на ней попугаев. В верхней части, на лозе была изображена лежащая на ней женщина с корзиной винограда. Название журнала было вынесено в центр обложки и подано легким шрифтом синего цвета. Год издания и номер журнала помещались в верхней части обложки, слева и справа соответственно. Внизу журнала шла надпись в две строчки: Berlin, Verlag Bruno Cassirer. В конце номера несколько листов отводилось рекламе выставок и информации о них. В начале журнала, перед статьями, также несколько страниц (иногда до десяти) отводились рекламе выставок и аукционов, проходящих в Германии. Редактором журнала с 1906 г. был Карл Шеффлер (1869—1951), статьи которого можно было увидеть почти в каждом журнале (обычно они открывали номер).

Темы статей в «Kunst und Kunstler» были различны. Статьи иллюстрировались черно-белыми репродукциями, часто довольно высокого качества. Иногда в номер вкладывалась почтовая карточка, отправив которую можно было получить каталог или книгу, название которой было написано на ней.

Издательство «Бруно Кассирер» часто предлагало к продаже оригинальную графику — офорты и литографии, о чем сообщало на специально выделенной для этого странице, которая находилась в конце журнала. Так, в январском номере за 1913 г. предлагались к продаже оригинальные офорты и литографии Макса Либермана и Макса Слевогта по цене от 40 до 200 марок.

Впервые журнал «Kunst und Ku..nstler» упомянул фамилию Шагала в 1919 г. В это время художник находился в Витебске. В сентябрьском номере в статье редактора Карла Шеффлера «Берлинская летняя выставка», которой открывался журнал, писалось о «талантливом художнике Шагале — полной противоположности некоторым бездарным художникам, которые являются академиками, имеют большое честолюбие, но общее впечатление от их работ чрезвычайно слабое»1.

В этом же номере в статье Отто Фишера «Экспрессионизм» также упоминался Марк Шагал: «Я понимаю <...> искусство его решительных представителей: Делоне, Кандинского, Марка, Шагала, Кокошка, Клее, <...> Архипенко, которые показали идею нового стиля ясно и сильно. Я стремлюсь понять принципы этого стиля»1.

В конце номера за ноябрь 1921 г. в разделе «Сообщения» в подзаголовке «Берлин» также упоминался Шагал как художник, работы которого вместе с работами Брака, Дерена, Клее, Пикассо, Леже, Матисса и молодых немецких художников экспонировались в галерее Флехтхайма1.

Первая публикация, которой открывался ноябрьский номер журнала за 1922 г., была статья Карла Шеффлера «Марк Шагал». Она была иллюстрирована черно-белыми репродукциями картин художника «Автопортрет» (1909), «Идиотик», «Няня» (1914), «Лиза с мандолиной» (1914), «Свиньи перед домом священника» (1914), «Отдыхающая» (1914), «Мужской портрет в синем» (1914), «Над Витебском» (1914), «Двор дедушки» (1914). В начале статьи автор писал: «Когда сегодня говорят об искусстве, самых больших слов удостаивается Шагал. Его приветствуют в определенных кругах как Мессию, его работы провозглашены плодом гениальной силы вдохновения. То, что он русский, еще больше притягивает к нему»1.

В этом же номере «Kunst und Kunstler» в другой статье Карла Шеффлера о современном искусстве была помещена репродукция картины Шагала «Двойной портрет с бокалом вина» (1914—1918)1.

Буквально через месяц в разделе «Художественные выставки» в рецензии того же К. Шеффлера о Первой русской художественной выставке, которая состоялась в Берлине, было сказано: «Если отказаться от нескольких маленьких работ Шагала, от рисунков Альтмана, от отточенных, выполненных с большим вкусом картин Штеренберга, от рисунков Архипенко и от некоторых работ художественного промысла, то останется масса, которая кажется трагической карикатурой Западной Европы. Паноптикум!»1.

В конце номера за сентябрь 1923 г. приведен каталог журнала «Kunst und Kunstler» за двадцать один год издания (1902—1923). В разделе «Статьи» упоминалась статья Карла Шеффлера «Марк Шагал», в разделе «Иллюстрации» — перечисленные выше иллюстрации работ Шагала1.

Живя и работая во Франции, Марк Шагал продолжал принимать активное участие в художественной жизни Германии. Часто его работы выставлялись в Берлине.

В августовском номере журнала за 1926 г. была помещена реклама выставки графики издательства Бруно и Пауля Кассирера, проходившей в Берлине. Среди ее участников были Либерман, Барлах, Кокошка, Шагал и другие1.

Первой крупной серией, созданной Шагалом после выполнения иллюстраций к автобио-графической книге «Моя жизнь», была серия офортов к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». В «Kunst und Kunstler» за июнь 1928 г. была помещена реклама выставки «Шагал. Офорты к «Мертвым душам» Гоголя», которая проводилась сетью галерей Таннхаузера в Берлине, Люцерне и Мюнхене. Приводились также адреса галерей в этих городах1. Кроме того, в этом же номере была помещена краткая реплика на эту серию работ Шагала: «Офорты Марка Шагала к «Мертвым душам» Гоголя, представленные на выставке в галерее Таннхаузера, не убедительны. Их нельзя рассматривать последовательно, не зная сюжета поэмы. К тому же, Шагал еще не освободился от неуверенности»1.

Имя Марка Шагала упоминалось и в январском номере журнала за 1929 г. в статье «Художественные выставки» в разделе «Париж», где речь шла о выставке «Парижская школа»: «Боннар висел рядом с Раулем Дюфи, Кислинг рядом с Шагалом, Паскин рядом с Руо и Дереном»1.

В декабре 1929 г. в галерее Альфреда Флехтхайма в Берлине проходила выставка «С Ceзанном в Париже», на которой были представлены и акварели Марка Шагала (наряду с работами Боннара, Брака, Сезанна, Дега, Дерена, Дюфи, Гогена, Ван Гога, Леже, Матисса, Модильяни, Пикассо, Ренуара, Родена, Руо и др.). Об этом можно было узнать из сообщения, помещенного на обложке журнала «Kunst und Kunstler», а также из раздела «Берлинские художественные салоны»1. Об этой же экспозиции писалось и в январском номере за 1930 г. В статье «Берлинские выставки» сообщалось: «Самую привлекательную выставку месяца устроила снова галерея A. Флехтхайма. Она называлась «С Сезанном в Париже» и, кроме небольших работ Сезанна, Дега, Лотрека и Ренуара, пестрела всевозможными рисунками, акварелями и пластикой Брака, Боннара, Шагала, Дюфи, Матисса, Пикассо <...> и других»1.

В 1926—1927 гг. по заказу известного французского издателя Амбруаза Воллара Марк Шагал создал около 100 гуашей к «Басням» Лафонтена. Эти работы вызвали бурные дебаты у французов. Дискуссии велись не только в художественных кругах, но и в прессе, и даже во французском парламенте. После шумных выставок в Париже и Брюсселе, в 1930 г. берлинская галерея Альфреда Флехтхайма предложила проэкспонировать эти работы у себя. Шагал приехал лично на открытие выставки. В апрельском номере журнала «Kunst und Kunstler» за 1930 г. в разделе «Хроника» были помещены две черно-белые репродукции его работ с этой выставки: «Женщина, превращенная в кошку» и «Шарлатан». Хотя работы являлись гуашами, а не акварелями, тем не менее, они везде фигурировали как «акварели». Информацию о выставке «100 акварелей Шагала к «Басням» Лафонтена» содержали разделы «Берлинские художественные салоны» и «Выставочная хроника»1. В следующем, майском, номере журнал снова обращался к этой теме. В статье «Художественные выставки» была помещена небольшая заметка о выставке «акварелей» Шагала в галерее Флехтхайма. В ней говорилось о хорошей идее умного маршана Воллара предложить русскому художнику Шагалу сделать 100 «акварелей» к «Басням» Лафонтена и выражалось сожаление о том, что эти работы не собраны в книгу, так как они являются прекрасными образцами для гравюр, которые могли бы передать всю свежесть «акварели»1. Шагал начал работу над серией черно-белых офортов к «Басням» Лафонтена в 1928 г. Последний офорт этой серии он закончил в начале 1931 г., но лишь спустя почти два десятилетия, в 1952 г., эти офорты были изданы Эженом Териадом в двух томах (в I томе — 52 офорта, включая обложку, и во II томе — 50 офортов, включая обложку)1.

В журналах «Kunst und Kunstler» часто упоминались и имена многочисленных представителей семейства Кассиреров. Так, например, в номере за июль 1922 г. помещалась реклама книг, которые выпускало издательство Бруно Кассирера в разделе «Философия». В числе авторов был представлен еще один из братьев — Эрнст Кассирер. Были изданы его книги «Проблема познания», «Идея и личность», «Жизнь и учение Канта», «К теории относительности Эйнштейна». Стоимость книг колебалась от 70 до 150 марок.

В февральском номере журнала за 1930 г. Ханс Вендланд свою статью «Немецкий торговец произведениями искусства» посвятил Паулю Кассиреру. Автор статьи считал его значительной личностью и называл большим немецким торговцем произведениями искусства. В статье описывался стиль работы Кассирера в области покупок и продаж, который заключался в том, что он продавал на аукционах только те картины, которые ему не нравились, и покупал лишь то, что считал действительно лучшим1.

До того, как Пауль Кассирер стал выставлять у себя в салоне картины известных французских художников, в частности, импрессионистов, в Берлине было лишь одно место, где можно было их увидеть — коллекция Карла и Фелиции Бернштейнов. Постепенно салон Кассирера стал привлекать художников и покупателей произведений искусства, которые были в основном людьми состоятельными.

Образцом для подражания для Пауля Кассирера стала, несомненно, деятельность известного французского торговца произведениями искусства и издателя Амбруаза Воллара, для которого работа являлась увлекательным процессом, а не просто зарабатыванием денег. Вокруг салона Кассирера группировались не только французские и немецкие художники, но также и литераторы.

Однажды Пауль Кассирер решил, что одного художественного салона недостаточно, его давно интересовала издательская деятельность. И в 1909 г. он решил кроме уже имеющегося художественного салона открыть собственное издательство. Фирменный знак издательства, изображающий лежащую пантеру, придумал и исполнил художник Макс Слевогт. В планах работы была публикация писем Винсента Ван Гога его брату, писем Франца Манна, эссе Альфреда Гуттманна «Действительность и ее художественное отображение», теоретических работ Антона Мейера, а также произведений других авторов. Издательство Пауля Кассирера просуществовало до 1934 г., когда права на него были переданы предпринимателю из Голландии.

В 1930-е годы в националистической прессе Германии стала появляться злая критика в адрес многих известных художников, в том числе и Марка Шагала. В 1937 г. в стране началось преследование прогрессивного, новаторского искусства. Новыми властями из 101 немецкого музея было изъято более 5000 картин и скульптур и 12000 произведений графики, 730 из них были показаны на выставке «Дегенеративное искусство». На этой выставке побывал тогда еще семнадцатилетний Генрих Мандель, так тесно сотрудничающий теперь с Музеем Марка Шагала. Это было его первое знакомство с творчеством Шагала. Особенно заворожила юного Генриха картина с изображением раввина, где его особенно притягивал цвет и необычное теплое свечение, идущее от изображения. По поводу этой выставки Пауль Кассирер писал в «Парижской ежедневной газете»: «Выставочный комитет хотел бы показать контраст Гитлера и дегенеративного искусства. Однако это не делает чести господину Гитлеру»1.

В 1937 г. фирма Пауля Кассирера была окончательно ликвидирована, дело всей жизни разрушено. Большинство членов многочисленной семьи Кассиреров оставалось до 1937 г. в Германии, затем эмигрировало во многие страны мира.

Братья Кассиреры были яркими личностями. Их деятельность оставила заметный след в культурной жизни Германии, благодаря ей широкие круги могли ознакомиться с новым, прогрессивным искусством.

Юлия Степанец,
г. Витебск, Беларусь.

Примечания

1. Bruhl G. Die Cassirers. Leipzig, 1991. S. 194.

1. Эттингер П.Д. Статьи. Из переписки. Воспоминания современников. Москва, 1989. С . 70—71.

1. Kunst und Kunstler. Jahrgang XVII. Heft XII. 1919. September. S. 483.

1 . Ibidem. S. 485.

1. Kunst und Kunstler. Jahrgang XX. Heft II. 1921. November. S. 1.

1. Kunst und Kunstler. Jahrgang XXI. Heft II. 1922. November. S. 39.

1 . Ibidem. S. 67.

1. Kunst und Kunstler. Jahrgang XXI. Heft Ш . 1922. Dezember. S. 101.

1. Kunst und Kunstler. Jahrgang XXI. Heft XII. 1923. September. S. 369—370.

1. Kunst und Kunstler. Jahrgang XXIV. Heft XI. 1926. August. S. 2.

1. Kunst und Kunstler. Jahrgang XXVI. Heft IX. 1928. Juni. S. 1.

1 . Ibidem. S. 362.

1. Kunst und Kunstler. Jahrgang XXVII. Heft IV. 1929. Januar. S. 166.

1. Kunst und Kunstler. Jahrgang XXVIII. Heft III. 1929. Dezember. S. 136.

1. Kunst und Kunstler. Jahrgang XXVIII. Heft IV. 1930. Januar. S. 165.

1. Kunst und Kunstler. Jahrgang XXVIII. Heft VII. 1930. April 1930. S. 296, 310, 312.

1. Kunst und Kunstler. Jahrgang XXVIII. Heft VIII. 1930. Mai. S. 348.

1. Cramer P. Marc Chagall the illustrated books: catalogue raisonne. Geneva, 1995. S. 68.

1. Kunst und Kunstler. Jahrgang XXVIII. Heft V. 1930. Februar. S. 180.

1. Bruhl G. Die Cassirers. S. 152.

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.